Если соблюдая пять главных правил зимнего вождения, можно увереннее чувствовать себя за рулем на скользкой зимней дороге, избегая внештатных ситуаций.
Известный не только в кругах автомобилистов «День жестянщика» не отмечается в календарях, да и не имеет четких границ, присущих одному дню. Эти несколько дней, когда температура опускается ниже нуля и дороги становятся скользкими от снега и льда, действительно становятся весьма прибыльными для представителей автосервиса.
Смена погодных условий является причиной аварий, чаще небольших, косметических. Иногда ошибки обходятся слишком дорого – люди лишаются здоровья и даже жизни. Избежать неприятностей (или минимизировать риск) можно, заранее к приходу морозов.
Холодные шины и скользкая дорога радикально меняют сцепление автомобиля с трассой. «Летняя» тактика и манера вождения здесь неприемлемы. Необходимо придерживаться следующих принципов:
- не спешить и не делать резких маневров;
- соблюдать интервал и дистанцию;
- максимально концентрироваться на дорожной ситуации;
- просчитывать ситуацию заранее;
- восстановить навыки зимней езды.
Не торопимся и не делаем резких маневров
Главный фактор обеспечения безопасности на зимней дороге – низкая скорость. Зимой сцепление шин с чистым асфальтовым покрытием на 20% ниже, чем летом.
Соответственно, в геометрической прогрессии, растет тормозной путь и возможный снос относительно траектории поворота. Компенсировать это можно за счет снижения скорости.
Соблюдаем интервал и дистанцию
Чистое дорожное покрытие в любой момент может смениться участком гололеда, что увеличит тормозной путь и может вызвать неожиданный занос. Чем большее расстояние будет от вашего автомобиля до других, тем больше пространства для непредвиденного маневра.
Не отвлекаемся от дороги
На месте вчерашней лужи может оказаться лёд. Старайтесь запомнить опасные места на своих постоянных маршрутах, чтобы заблаговременно сбавлять скорость. На незнакомой дороге лучше держаться в потоке. Другие водители могут хорошо знать особенности маршрута и заранее готовиться к ним.
Особенно опасны в межсезонье утренние дороги – асфальт может быть покрыт льдом, который образует оседающий водяной конденсат. Опасный участок дороги можно отличить по цвету асфальтового покрытия – из-за люда он выглядит темнее, а ночью блестит в свете фар.
Просчитываем дорожную ситуацию
Следует знать самые опасные дорожные участки, на которых гололед образуется в первую очередь. Во-первых, это отрезок перед светофором, на котором тормозят подъезжающие автомобили. При торможении шины раскатывают снег, что ведет к образованию ледяной корки. Этот фактор нужно учитывать и сбрасывать скорость заранее.
Второе крайне опасное место – мосты и путепроводы. Эти конструкции быстрее охлаждаются, поэтому там может образоваться лед даже в «плюсовую» погоду. На подъемах и спусках с эстакад автомобили шлифуют колесами снежный наст.
Особенно этот эффект заметен в правом ряду, где чаще ездят грузовики. Следует избегать резких маневров на подобных сооружениях и, заметив затор, снижать скорость заранее.
Повышенную опасность представляют пешеходные переходы и остановки транспорта. Обязательно сбавляйте скорость при подъезде к ним и не начинайте ускоряться, если пешеход не покинул проезжую часть. Человек может поскользнуться, резко поменять траекторию движения и угодить под колеса машины.
Возле остановок дополнительную опасность представляет лед, образующийся при торможении автобусов и троллейбусов. Тормозить лучше плавно, предварительно предупреждая о своем маневре тех, кто едет сзади. Для этого перед торможением надо слегка нажать тормозную педаль, чтобы загорелся стоп-сигнал.
Освежаем навыки зимней езды
В начале зимнего сезона лучше вспомнить, как автомобиль ведет себя на скользком покрытии. Найдите безлюдный дорожный участок для экспериментов и потренируйтесь тормозить, маневрировать. Это позволит оценить сцепление шин с дорогой, эффективность торможения и отработать вывод автомобиля из заноса.
По возможности лучше воздержаться от поездок в первые снежные дни. Даже если вы уверены в своих навыках, это не отменяет возможности аварии по вине другого, менее опытного водителя.