Изношенный протектор автомобильной шины оказывает существенное влияние как на качество сцепления с дорогой, так и на безопасность управления автомобилем в целом. По каким признакам можно определить, что пора заменить резину?
Автошины — один из важнейших частей транспортного средства, влияющие на безопасность его управления. Корректная эксплуатация зимней и летней резины в соответствующий сезон улучшит управляемость авто и сэкономит ваши деньги.
Однако, некоторые автолюбители не только игнорируют «Переобувание» колес в соответствии с сезоном, а используют одни и те же шины на протяжении нескольких времен года.
По глубине рисунка протектора
За надежность сцепления авто с дорожным покрытием отвечают протекторы шин. Конструктивно, это поверхностный резиновый слой определённого рисунка, подходящего для разнообразных погодных факторов. Летним шинам свойственен рисунок с выводом воды из пятен контакта, зимним — улучшение сцепления со скользкой поверхностью, внедорожным — максимальная проходимость.
Самой важной характеристикой любой шины является его глубина или высота, т.е. расстояние от «дна» канавки до внешней поверхности шины. Новые современные автомобильные шины имеют высоту протектора начинающегося от 5 мм. Стандартным обычным летним легковым шинам свойственна глубина 6–8 мм, а зимним — 8–10 мм, внедорожным — 15–20 мм.
Износ протектора негативно влияет на отводящие воду свойства шины: возникает эффект аквапланирования. Зимней резиной частично утрачиваются свойства, обеспечивающиеся специальными шипами и ламелями. Следует учитывать, что разные марки и модели имеют разный состав резины, это существенно влияет на срок эксплуатации.
Не малое влияние на износ оказывает манера управления автомобилем — агрессивность стартов и активность торможений резко сокращают срок эксплуатации шин. Критичность показателей износа резины определяется высотой протектора в 1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних. Высота измеряется при помощи штангенциркуля или линейки с глубиномером.
Если под рукой отсутствуют названные инструменты, можно воспользоваться народным способом — при помощи 10-ти копеечной монеты, вставленной в самую неглубокую канавку. Если буквы слова «копеек» скрыты — покрышка не нуждается в замене.
Если же протектором зимней резины закрывается фигурный орнамент монеты, шину необходимо заменить в ближайшее время; для летней резины — еще не критично.
При покрытии только обода монеты – срочно покупайте новый комплект! На большинстве современных автошин имеется индикатор износа — две или три выступающих полоски, расположенных перпендикулярно рисунку протектора. Иногда закладывается специальный цветной маркер, Видимость которого проявляется при стирании протектора ниже допустимого уровня.
По равномерности износа
Помимо стирания протектора, другим важным фактором является равномерность износа резины. Для исключения неравномерности стирания, как результата неправильной балансировки или угла наклона колес, следует проводить измерения глубин протектора в трех — четырех местах одной шины.
Если внешняя или внутренняя части изношены больше, то степень стирания протектора определяется по минимальным показателям измерений, а автовладельцу следует произвести сход/развал колес авто.
Используя автомобиль при езде по разбитым участкам дорог, залезании на бордюры, или эксплуатации с недостаточным давлением воздуха в шинах, боковины могут замяться, прорезаться и треснуть.
Следует проверять их состояние при каждом визите на шиномонтаж, избегая спускания колеса в наиболее неподходящие моменты. Колесо может отказать при нагрузке на повороте, взорваться и создать аварийность ситуации. Средний «жизненный срок» для современных шин составляет 5-6 сезонов.
Но, если вы редко выезжаете, не стоит дожидаться истечения этого срока, а стоит задуматься о покупке новой резины. Агрессивная езда и неправильное хранение негативно сказываются на сроке службы автошин.
Покупая новые покрышки, обращайте внимание на сроки годности и даты их изготовления, так как полимеры со временем разрушаются и теряют свои свойства, в отличии от металлов.
Если отсутствует возможность обновления всех четырех шин, то, допускается установка новой резины на ведущие колёса. Согласно требованиям к безопасности движения заменять необходимо именно пару, установленную на одной оси.