Если вы впервые пересели с автомобиля на мотоцикл, то просто забудьте всё то, что вы знали о шинах раньше. На двухколесном транспорте покрышки устроены несколько иначе. Типичнейшая ситуация — когда автолюбители, тыкая пальцем в переднее колесо мотоцикла, спрашивают у его владельца: а почему покрышка стоит неправильно? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, вы узнаете из этого материала.
1. Почему шины на мотоцикле стоят «неправильно»?
Когда спрашивают об этом, имеют в виду «елочку» протектора, которая на машинах всегда направлена по ходу вращения колеса, а на мотоциклах — наоборот. Это нормально, и в данном случае правильно, но только для переднего колеса. Задняя покрышка ориентирована вполне традиционно.
Объяснение этому звучит и просто, и сложно одновременно. Суть в том, что на переднее и заднее колесо мотоцикла действуют разнонаправленные силы — тормозящая и разгоняющая, соответственно. А с учетом того, что мотоциклетная шина должна работать одинаково эффективно в широком диапазоне углов наклона мотоцикла (и самой шины), то применение разнонаправленного рисунка протектора — это единственный способ обеспечить равномерный износ покрышек. Да и вообще словосочетание «угол наклона» является ключевым параметром при создании мотоциклетных шин и делает их такими непохожими на автомобильные.
2. Сколько служит мотоциклетная шина?
Примерно столько же, сколько и автомобильная. Но есть одна тонкость: если у вас тяжелый мотоцикл и вы много ездите по прямой, то центральная часть покрышки стирается быстрее, чем её края. В таких случаях говорят, что шины для мотоцикла «становится квадратной» или «квадратится». В особо запущенных случаях это видно даже невооруженным глазом. А если провести по шине пальцем в поперечном направлении, то можно даже почувствовать острую ступеньку между центральной плоской и скругленной боковой частями протектора. На ходу это ощущается так: сперва, при входе в поворот, мотоцикл отказывается наклоняться и вам приходится прикладывать дополнительное усилие, чтобы заставить его изменить траекторию движения. А когда вы буквально «продавили» эту ступеньку, он, уже на круглой части протектора, неожиданно резко наклоняется сильнее, чем вы ожидаете.
Исправить это почти невозможно. Да, у опытных мотоциклистов есть понятие «скруглить шины» — когда они стараются побольше ездить при больших углах наклона, чтобы стесать об асфальт образовавшуюся ступеньку. Но, во-первых, на практике это можно реализовать только на гоночной трассе. Во-вторых, для этого надо обладать соответствующими навыками вождения. Поэтому «квадратную» покрышку лучше заменить. Даже в том случае, если остаточная глубина протектора ещё значительно превышает установленные ПДД 0,8 мм.
3. Так чем же мотоциклетные шины отличаются от автомобильных?
Размером так называемого пятна контакта — точки, в которой шина соприкасается с покрытием, — и его расположением. Автомобильная покрышка при движении всегда находится перпендикулярно плоскости дороги, упираясь в неё всей шириной своего протектора. Если отклонения и возможны, например в напряжённых виражах, то они весьма незначительны — по сравнению с мотоциклом, конечно же. Мотоцикл же едет то прямо, то наклоняется в повороте, а вместе с ним меняют угол наклона и его покрышки. Поэтому мотошины должны одинаково хорошо цепляться за дорогу вне зависимости от угла наклона, и поэтому их поперечный профиль изначально делают округлым, а не прямоугольным, как на автомобилях.
Из-за этой особенности покрышки мотоциклов практически не подвержены аквапланированию. Если они, конечно, сильно не изношены. Пятно контакта мотоциклетной шины с поверхностью очень маленькое, поэтому «клину» воды, который приподнимает автомобильное колесо над дорогой, образоваться просто не может. Проблема заключается лишь в том, что по мере износа профиль мотоциклетной шины стремится стать «автомобильным».