Балет «Баядерка» – индийское украшение российской сцены с 1877 года. Создали его балетмейстер Мариус Петипа и композитор Людвиг Минкус. Балет с самого первого показа покорил сердца зрителей и не сходит со сцены уже почти 150 лет. В конце ХХ века постановка пленила и Европу, поэтому сейчас «Баядерка» – один из главных классических балетов хореографического мира.
Изначально «Баядерка» – четырехактный балет, но, как известно, сколько хореографов, столько и версий. Вариант Петипа уже можно считать утерянным – современная версия балета исполняется в трех актах, а восстановить прошлое можно лишь по записям в архивах Мариинского театра и по критическим статьям того времени.
В основу балета легла восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина (литературные источники – драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка»). Баядерка Никия и воин Солор тайно дали клятву вечной любви. Но не всё в нашей жизни (и тем более в жизни Древней Индии) подчиняется любви, поэтому Раджа решил отдать свою дочь Гамзатти за Солора. Под чарами Гамзатти Солор забывает о любви к Никии.
Гамзатти пытается заставить Никию забыть Солора, но та отказывается, набрасываясь в гневе с кинжалом на принцессу. Трагически это не кончилось(пока), но в этот момент Гамзатти клянётся погубить Никию.
Никия танцует на празднике в честь помолвки Гамзатти и Солора и погибает от укуса ядовитой змеи. После этого Солора начинает преследовать образ Никии – она видится ему повсюду. Гнев Богов страшен, но он приносит влюбленным счастье, соединив их по ту сторону жизни…
В МАМТ идет версия «Баядерки» в постановке Натальи Макаровой. Она убрала из балета архаизмы, сохранив изначальную драматургию. Можно долго спорить, не разорвалась ли нить повествования, не потерялись ли частички атмосферы, не разрушилось ли всё, когда вернулась сцена гнева Богов… В любом случае, «Баядерка» – одно из лучших творений Петипа, и Наталья Макарова с трепетом работала над постановкой, к сожалению, сгладив некоторые места страстей, но оставив множество чудесных сцен, которые завораживают, особенно тех зрителей, которые до этого «Баядерку» не видели.
Самая лучшая часть «Баядерки» – сцена «Тени», наполненная индийской духовностью, манящей зрителя. Танец любви Никии многократно отражается в кордебалете и сводит Солора с ума. Каждый в этой сцене увидит что-то созвучное своей жизни – эта часть похожа на томную медитацию в индийском храме. Завораживающая красота будто вводит нас в то состояние, в котором пребывает Солор, но разделяем мы не его горечи, а открываем свои… В том, что зритель впадает в такое состояние «виноват» чудесный кордебалет – безупречная чистота исполнения и абсолютная синхронность – кажется, что эти 32 тени дышат, как единый организм.
Некоторые провалы хореографической составляющей (вопросы, конечно, не к первоисточнику Петипа, а к редакции Макаровой) компенсирует исполнительский состав. Танцевальное и актёрское мастерство у всех артистов на высочайшем уровне. Оксана Кардаш в партии Никии так трагична, так нежна, ломкая хрупкость её тела говорит о любви и несчастье, но в то же время в ней столько чувства собственного достоинства, что любая холодная королева будет завидовать. Она – не жертва, она борется за свою любовь, вызывая восхищение. Мария Бек в партии Гамзатти ярка и строга в своей решительности, все её движения наполнены злой силой ревности, за которой скрывается женское начало. Сергей Мануйлов в партии Солора – влюблённый и мечущийся, погибающий в видениях, потерявший связь с реальностью в этой растерянности и слабости храброго война. Любовный треугольник сложился – огонь любви и ненависти в глазах, ревность во взмахе головы – энергетика артистов заполняет весь зал.
«Баядерка» – удивительный балет, который украсит сцену любого театра. В версии МАМТ есть и сильные стороны, и небольшие шероховатости. Но трагичная история любви, высший драматизм, атмосфера Индии, слёзы струн в оркестре и прекрасные солисты не могут оставить сердце зрителя равнодушным.