Несмотря на внушительные кассовые сборы, фильмы «Пираты Карибского моря» редко пользовались успехом у критиков. Фактически, только «Проклятие Чёрной жемчужины» является единственной лентой, получившей в основном положительные отзывы.
И какие бы проблемы ни были у второй и третьей частей, именно после выхода четвёртого фильма с подзаголовком «На странных берегах» франшиза действительно испытала резкий скачок в качестве.
Фильм рассказывает о последствиях «На краю света»: Джек Воробей отправляется в очередное, ураганное путешествие, чтобы найти Источник вечной молодости. В то время как большая часть актёров и членов съёмочной группы из более ранних частей вернулась к своим ролям и обязанностям, «На странных берегах» включал ключевые изменения по обе стороны камеры, начиная с того, что Роб Маршалл заменил Гора Вербински на посту режиссёра. Орландо Блум и Кира Найтли также не вернулись к ролям Уилла Тёрнера и Элизабет Суонн соответственно, хотя история любви их персонажей достигла горько-сладкого, но удовлетворительного финала в третьей части.
В этом и заключается проблема: после того, как Уилл и Элизабет исчезли, Джек Воробей стал де-факто главных героем в четвёртом фильме. Однако дело в том, что Джек – статичный персонаж, чья повествовательная функция в оригинальной трилогии «Пираты Карибского моря» — это создавать проблемы. Между тем, всеобъемлющий сюжет вращается вокруг эволюции Уилла и Элизабет от юных любовников к зрелой паре героев, которые осознают ценность пиратства и беззакония, когда те, кто наделён властью, коррумпированы и жаждут власти. Без них «Пираты Карибского моря: На странных берегах» как будто лишён сердца, а попытка заполнить проблем, представив Пенелопу Крус в роли Анжелики, не увенчается успехом, поскольку она не может выявить в Джеке Воробье ничего нового.
Другая важная проблема четвёртой части – это само кинопроизводство. Режиссёрский стиль Вербински, использующий мрачно нестандартный юмор, явно не для всех, но он также придаёт трилогии «Пиратов» особый колорит. Роб Маршалл, с другой стороны, специализируется на ярких мюзиклах, и его неопытность в жанре отражается в «На странных берегах». Короче говоря, фильм выглядит как имитация предыдущих частей, но с более резкими краями стиля Вербински.
Хотя «На странных берегах» собрал в прокате более 1 миллиарда долларов, слабый приём явно не остался незамеченным. Продолжение под названием «Мертвецы не рассказывают сказки» пытается внести очередные коррективы в серию, привлекая теперь уже взрослого сына Уилла и Элизабет, Генри, и включив аналогичную замену Элизабет в виде Карины Смит – молодого астронома, имеющего собственный связи с мифологией великих пиратов.
С коммерческой точки зрения «Мертвецы не рассказывают сказки» также вызвал относительное разочарование, собрав почти 800 миллионов долларов, что немного уступает показателям прежних картин. Возможно, это одна из причин, почему Disney стремятся каким-то образом обновить франшизу, перезагрузив её, предположительно, с Карен Гиллан в главной роли и разработав спин-офф с Марго Робби в главной роли.
Сложно сказать, можно ли вернуть франшизе былую славу, но, поскольку Disney намерены вернуться в открытое море, было бы здорово, если бы они посмотрели на причины провала «На странных берегах».