Вы умеете прощать? Согласитесь, порой тяжело простить сказанное в сердцах слово, а проработка детских обид у взрослого человека занимает месяцы работы с психотерапевтом. Какой же духовной силой нужно обладать, чтобы простить убийцу? А бывает ли вообще такое в жизни? Жизнь говорит, что бывает. О невероятной, но реальной истории прощения спектакль «Black & Simpson» в театре «Практика». В его основе 15-летняя переписка пожилого фермера Гектора Блэка с убийцей его дочери Айваном Симпсоном, отбывающим пожизненный тюремный срок.
Режиссёр спектакля Казимир Лиске (1982-2017) услышал эту историю по радио, впечатлившись, он разыскал Гектора Блэка, удостоверился в документальности леденящих душу подробностей и хитросплетений судьбы и решил этот материал поставить на сцене. О реальности событий рассказывают актёры до начала действия, настраивая зрителей на то, что их ждёт отнюдь не красиво придуманный сюжет, а драматургия, написанная жизнью. Также сообщается, что к режиссёру письма героев попали разложенными в случайном порядке, и он не стал менять эту последовательность при постановке спектакля, поэтому и зрителей ждёт не прямая хронология событий, а обратная, с временными паузами в несколько месяцев, которая приведёт к отправной точке.
На сцене длинная деревянная лавка, разделённая перегородкой. Слева располагается Блэк (Александр Феклистов), справа – Симпсон (Антон Кузнецов). У каждого по пачке писем, читают они их по очереди, глядя в зал, друг на друга посматривают крайне редко. Поначалу кажется, то переписываются добрые друзья: мы много слышим о ходе сельскохозяйственных работ, здоровье супруги Блэка, личном «дне Сурка» каждого из героев, где необычно лишь то, что один из них сидит в тюрьме. Блэк производит впечатление человека сильного, потрёпанного жизнью, но не потерявшего её вкуса, Симпсон кажется обычным парнем, оступившимся когда-то по глупости в молодости и оказавшимся за решёткой.
Однако постепенно в письмах Блэка звучит всё больше боли, преодоления и убеждения себя в том, что он должен принять свершившийся факт смерти дочери и простить своего собеседника. Письма Симпсона отчётливее рисуют перед нами человека недалёкого, занявшегося своим образованием и духовным развитием только в тюрьме, побывавшего на самом дне жизни. Самый кульминационный момент наступает практически в конце спектакля, когда Блэк в письме к Симпсону простит рассказать о моменте и деталях преступления. Ответ убийцы, полный мелких подробностей и описания галлюцинаций, шокирует. Перед нами настоящий дьявол во плоти, совершивший преступление под действием наркотиков и с маниакальной наклонностью возвращавшийся на его место вновь и вновь.
Невидимое третье действующее лицо – сухой, безжизненный, канцелярский женский голос, зачитывающий даты, факты и отрывки из полицейских и судебных документов, – подчёркивает документальность и словно призывает зрителя к беспристрастности: не стоит осуждать или симпатизировать кому-то, лучше подумайте, что пережили эти двое. Также тот факт, что Блэк и Симпсон находятся всё время в одной плоскости – сидят рядом друг с другом либо перемещаются вокруг декорации, акцентирует внимание, что несмотря ни на что, эти люди вместе, а ведь могли бы находиться по разные стороны баррикад.
Режиссёр: Казимир Лиске
Художник по свету: Иван Виноградов
Идея декорации: Юрий Григорян
Музыка: Дмитрий Жук
Художник: Полина Гришина
Видеохудожник: Дарья Кычина
Артисты: Антон Кузнецов, Александр Феклистов
Место: театр «Практика»
Продолжительность: 1 час 20 минут