23 декабря в театре «Сфера» состоялась премьера спектакля «Дядюшкин сон» по произведению Ф.М. Достоевского. Комическую повесть «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевский писал после омской ссылки, которая не могла не повлиять на взгляды бывшего «петрашевца». Писатель развенчивает свои собственные взгляды и идеи утопизма, филантропии и идеализма в человеческом обществе.
В сегодняшнем бестрепетном мире эти чаяния и надежды просвещенных людей позапрошлого века кажутся не только архаичными, но и сказочными. Тем не менее, многие театры охотно берутся за постановку «Дядюшкиного сна», ведь в нем, как и в любом бессмертном произведении писателя, можно найти бесконечное множество смыслов, неизменно актуальных мыслей и вечных тем.
«Дядюшкин сон» в театре «Сфера» начинается с декораций. Заходя в зал, зритель сразу попадает в уютную, патриархальную обстановку небогатого барского дома. Декорации не загромождают сцену, они лишь пунктиром проходятся по самым важным предметам: пара старинных столов и стульев, софа, гобелен, зеркало, часы. В углу – не сразу заметный рояль, за окном — виды уездного города Мордасова. В сценографии Ольги Коршуновой все очень просто, но прекрасно работает на атмосферу постановки. Часы по временам издают приятный бой, совершенно погружая зрителя в старосветское прошлое.
Первой на сцену выходит Зинаида Афанасьевна (Екатерина Давыдова-Тонгур) — приятной наружности незамужняя барышня двадцати трех лет, что для девятнадцатого века считалось уже глубоким стародевичеством. Ничего удивительного, что ее деятельная и энергичная мать Марья Александровна Москалева (засл. артистка РФ Татьяна Филатова) страстно желает выдать дочь замуж, да так, чтобы замужество это принесло определенные дивиденды и спасло девушку от бедности.
Вскоре в доме появляется давний Зинин ухажер Павел Мозгляков (Павел Степанов) и объявляет, что встретил по дороге и спас на заснеженном пути богатого князя К.(засл. артист РФ Вадим Борисов). В голове Марьи Александровны моментально рождается хитроумный план женитьбы дочери с князем.
Одним из убедительных достоинств нового спектакля является его сугубая театральность. Это классический театр в чистом виде, это Достоевский без потуг на авангардизм, оригинальность сценических внешних решений, без вкраплений современности, сленга, притязаний на особый, никем доселе не открытый, смысл произведения.
Юмористическая повесть решена в легком водевильном стиле с музыкой и танцами. В углу сцены, на возвышении, устроились музыканты с балалайкой, отсылающей к народной культуре и гитарой — представительницей городского романса. «Живой» аккомпанемент придает спектаклю особое очарование, заставляя окончательно затеряться во времени.
«Дядюшкин сон» порадовал выразительными актерскими работами. Марья Александровна в исполнении Татьяны Филатовой — женщина вулкан, для которой сплетни и интриги оставляют основную прелесть жизни в скучном маленьком Мордасове. В ней есть пошлость, мещанство, все, что подлежит осмеянию, но образ вовсе не так однобок. Искренняя любовь к дочери, хоть и замешана на желании денег и титула, все же является той самой ноткой в темпераментном характере героини, которая примиряет зрителя с ее менее привлекательными качествами.
Павел Степанов видит своего тезку Павла Мозглякова настоящим мозгляком. Вертлявый, прилизанный, истинно водевильный персонаж, он порхает по сцене танцующей походкой. У этой роли довольно однотонный окрас и поверить в то, что этот повеса способен на подлость совсем не трудно. Актеру удается создать собирательный образ полусветского хлыща, определенный архетип гоголевско — грибоедовских героев.
С Зинаидой Афанасьевной в исполнении замечательной Екатерины Давыдовой-Тонгур все не так просто. Актриса ходит по сцене бесчувственным истуканом с пустым взглядом. Мы узнаем, что она любит учителя Ивана, отношения с которым не сложились, но девушка поддерживает заболевшего бывшего друга. Она соглашается выйти замуж за князя в надежде помочь Ване, но обман претит ей. Как много можно было бы передать взглядом, жестом, мимикой — отчаяние, презрение, равнодушие, смятение, но героиня лишь дарит мимолетной улыбкой отца, которого жалеет. Все остальное время в лице ее ни тени, ни единого движения души. Возможно, в таком исполнении есть режиссерская задумка, ведь кульминация роли приходится на самый конец спектакля, когда Зина в раскаянии признается всем в обмане и просит прощения у князя. Только тогда она очнется от долгого сна чувств и станет собой.
Одержимый старческой деменцией князь, смешон, вздорен и, кажется, глуп. В то же время, как каждый старик, он очарователен и трогателен в своей наивности. Именно поэтому так совестно становится Зинаиде, когда она пытается соблазнить ничего не соображающего будущего жениха. Трепетная сцена ее примирения с князем является заключительной и самой сильной в спектакле.
Для воплощения своего замысла режиссер Александр Коршунов намеренно отказывается от одного из персонажей — Ивана, который не появляется на сцене и существует лишь в разговорах героев. Он также отодвигает на задний план все авторские подробности, которыми Достоевский снабжает в конце повести всех персонажей, дабы прояснить их дальнейшую судьбу. Основная мысль спектакля концентрируется и на самопожертвовании, и на осмеянии пошлости, местечковости чувств и действий героев, и на утопическом благородстве и романтизме. В режиссерском прочтении повести превалирует мысль о прощении, понимании, сочувствии, о том, что вечно, важно и так редко сегодня и всегда.
Когда Зинаида просит прощения у князя, происходит чудо — с богатого дуралея мигом слетает вся шелуха, он словно омывается чистотой ее искреннего раскаяния и тоже становится собой, возможно таким, каким был когда-то: молодым, сильным, полным желаний. Эта щемящая сцена лишает водевиль водевильности, но, несмотря на ее внутреннюю трагедийность, наполняет спектакль оптимизмом и светом.
Невозможно не отметить и великолепные костюмы Ольги Коршуновой, так точно соотносящиеся со временем и действием спектакля, а также превосходную работу гримеров. Таким образом, в предновогодние дни театр «Сфера» сделал зрителям отличный подарок и пополнил свой репертуар постановкой цельной, крепкой, но легкой и очень душевной.
Режиссер: Александр Коршунов
Сценография и костюмы: Ольга Коршунова
Музыкальное оформление: Павел Герасимов
Хореограф: Людмила Васильева
В ролях: Татьяна Филатова, Вадим Борисов, Екатерина Давыдова -Тонгур, Павел Степанов, Мария Аврамкова, Олег Алексеенко, Людмила Корюшкина, Галина Калашникова, Надежда Перцева, Ирина Сидорова.
Место: театр «Сфера»
Продолжительность: 3 часа 10 мин.