Рецензия на спектакль «И вдруг минувшим летом», театр Романа Виктюка. Лоботомия как спасение

Рецензия на спектакль «И вдруг минувшим летом», театр Романа Виктюка. Лоботомия как спасение

Никого пугать устрашающими заголовками я не собираюсь, но из пьесы слова не выкинешь. И раз уж зритель практически с первых минут узнает, что кузине поэта, погибшего при загадочных обстоятельствах, хотят сделать лоботомию (дабы она всё забыла), то и я не буду делать из этого секрет.

Рецензия на спектакль «И вдруг минувшим летом», театр Романа Виктюка. Лоботомия как спасение

Теннесси Уильямс – это такой драматург, уже почти древний и классический, который почему-то особенно влюбляет в себя лет в 20-25 (а может и раньше, просто я не пробовала). То есть в то время, когда твой жизненный опыт и мироощущение вроде бы ещё очень далеки от написанного и в большом изобилии поставленного на всех мировых подмостках материала. 

Я зацепилась за фразу автора, вынесенную в програмку спектакля: 

«Мы живем в горящем доме, из которого нельзя позвонить в пожарную охрану. Нам остаётся выглянуть из чердачного окна и рассказать зрителям всё, что успеем увидеть»

Может, в 20 лет ты уже ясно понимаешь, что дом горит? Но ещё отчаянно пытаешься спастись и всех спасти? И тут возникает старина Теннесси со своей мрачной и беспросветной драматургией и как бы говорит: «Стоп, так было и так будет. Легче и лучше точно не станет. Но попробуй, зная это все, как-то научиться жить в ближайшие до кладбища годы».  

Рецензия на спектакль «И вдруг минувшим летом», театр Романа Виктюка. Лоботомия как спасение

Роман Виктюк ставит Уильямса давно (если 15 лет назад в МХТ шла уже восстановленная «Татуированная роза», понятно, что счёт идёт на десятилетия). В  пьесе «И вдруг минувшим летом» привычные для драматурга и режиссёра герои и декорации – дом как символ несчастья (или, как в данном случае, сумасшедший дом), запутанный клубок семейных взаимоотношений, смерть, боль, любовь, несбывшиеся надежды и разбитые мечты. Ну еще деньги, конечно же. 

Рецензия на спектакль «И вдруг минувшим летом», театр Романа Виктюка. Лоботомия как спасение

Виктюку же здесь особенно интересна  идея творчества и творца – чем поэт платит за возможность писать? Это искупительная  жертва, неотвратимое наказание или  нелепая ухмылка судьбы? Уильямс (впрочем, как любой хороший писатель) всегда боролся в своих книгах со своими демонами, страхами и комплексами. Достаточно открыть его самую краткую биографию – тут же возникнет истеричная и несчастная мать, отец-тиран, проблемы с алкоголем, наркотиками и принятием своей гомосексуальности. И, кстати, Википедия подсказывает, что в 1943 году любимой сестре писателя сделали неудачную лоботомию. 

Рецензия на спектакль «И вдруг минувшим летом», театр Романа Виктюка. Лоботомия как спасение

Уильямс умер почти сорок лет назад, но всё написанное им по-прежнему актуально. Только вот тут начинается неувязочка – постановка (приуроченная к 105-й годовщине его рождения) такой же актуальной не выглядит. Да, нарочитая истеричность монологов одних персонажей  и такая же демонстративная отстранённость других, жесты, пластика, эффект нагнетания (когда в какой-то момент кажется, что воздух вокруг тебя разряжается) – всё это вводит зрителя в определённое состояние, но… На спектаклях Виктюка и его режиссёрских находках и откровениях выросло уже не одно поколение зрителей и постановщиков -– и вдруг в 2018-с ты смотришь на сцену и оказываешься там же, где мог оказаться 15-20 лет назад. И на смену повзрослевшим Фебам и Амурам времён юности и расцвета Дмитрия Бозина пришли другие, такие же юные и прекрасные (даже костюмы у них, кажется, не изменились).


Я не хочу сказать, что это плохо или скучно. Особенно вспоминая Екатерину Карпушину в роли Кэтрин, одновременно  свидетельницы и жертвы страшной трагедии. В какой-то момент кажется, что Карпушина играет на грани актерских и человеческих  возможностей. А потом вдруг понимаешь – не на грани, за гранью. Смотришь на неё весь спектакль – и оторваться не можешь. 

Скорее, «И вдруг минувшим летом» – это такой подарок поклонникам творчества мэтра (который по-прежнему грациозно выходит на поклоны в финале), такой 100% настоящий, честный «театр времён Романа Виктюка». А дальше уже каждый сам решает для себя – ваш это театр или нет. 

Автор: Теннесси Уильямс

Постановка, музыкальное оформление и сценическая адаптация пьесы: Роман Виктюк

Адаптация и перевод на русский: Виктор Денисов

Художник по костюмам: Димитрий Демин

Звукорежиссер: Людмила Платонова

Художник по свету: Сергей Скорнецкий

Ассистент режиссера: Андрей Боровиков

Помощник режиссера: Людмила Исакович

Действующие лица и исполнители:

Миссис Винэбл: засл. артистка РФ Людмила Погорелова

От автора: Роман Виктюк

Кэтрин: засл. артистка РФ Екатерина Карпушина

Доктор Цукрович: Михаил Половенко

Джордж: Никита Косточко

Миссис Холли: Мария Казначеева, Олеся Быкодерова

Сестра Фелисити: Мария Матто

Место: Театр Романа Виктюка

Продолжительность: 2 часа

Возрастные ограничения: 18+

Оцените статью
Добавить комментарий