Никого пугать устрашающими заголовками я не собираюсь, но из пьесы слова не выкинешь. И раз уж зритель практически с первых минут узнает, что кузине поэта, погибшего при загадочных обстоятельствах, хотят сделать лоботомию (дабы она всё забыла), то и я не буду делать из этого секрет.
Теннесси Уильямс – это такой драматург, уже почти древний и классический, который почему-то особенно влюбляет в себя лет в 20-25 (а может и раньше, просто я не пробовала). То есть в то время, когда твой жизненный опыт и мироощущение вроде бы ещё очень далеки от написанного и в большом изобилии поставленного на всех мировых подмостках материала.
Я зацепилась за фразу автора, вынесенную в програмку спектакля:
«Мы живем в горящем доме, из которого нельзя позвонить в пожарную охрану. Нам остаётся выглянуть из чердачного окна и рассказать зрителям всё, что успеем увидеть»
Может, в 20 лет ты уже ясно понимаешь, что дом горит? Но ещё отчаянно пытаешься спастись и всех спасти? И тут возникает старина Теннесси со своей мрачной и беспросветной драматургией и как бы говорит: «Стоп, так было и так будет. Легче и лучше точно не станет. Но попробуй, зная это все, как-то научиться жить в ближайшие до кладбища годы».
Роман Виктюк ставит Уильямса давно (если 15 лет назад в МХТ шла уже восстановленная «Татуированная роза», понятно, что счёт идёт на десятилетия). В пьесе «И вдруг минувшим летом» привычные для драматурга и режиссёра герои и декорации – дом как символ несчастья (или, как в данном случае, сумасшедший дом), запутанный клубок семейных взаимоотношений, смерть, боль, любовь, несбывшиеся надежды и разбитые мечты. Ну еще деньги, конечно же.
Виктюку же здесь особенно интересна идея творчества и творца – чем поэт платит за возможность писать? Это искупительная жертва, неотвратимое наказание или нелепая ухмылка судьбы? Уильямс (впрочем, как любой хороший писатель) всегда боролся в своих книгах со своими демонами, страхами и комплексами. Достаточно открыть его самую краткую биографию – тут же возникнет истеричная и несчастная мать, отец-тиран, проблемы с алкоголем, наркотиками и принятием своей гомосексуальности. И, кстати, Википедия подсказывает, что в 1943 году любимой сестре писателя сделали неудачную лоботомию.
Уильямс умер почти сорок лет назад, но всё написанное им по-прежнему актуально. Только вот тут начинается неувязочка – постановка (приуроченная к 105-й годовщине его рождения) такой же актуальной не выглядит. Да, нарочитая истеричность монологов одних персонажей и такая же демонстративная отстранённость других, жесты, пластика, эффект нагнетания (когда в какой-то момент кажется, что воздух вокруг тебя разряжается) – всё это вводит зрителя в определённое состояние, но… На спектаклях Виктюка и его режиссёрских находках и откровениях выросло уже не одно поколение зрителей и постановщиков -– и вдруг в 2018-с ты смотришь на сцену и оказываешься там же, где мог оказаться 15-20 лет назад. И на смену повзрослевшим Фебам и Амурам времён юности и расцвета Дмитрия Бозина пришли другие, такие же юные и прекрасные (даже костюмы у них, кажется, не изменились).
Я не хочу сказать, что это плохо или скучно. Особенно вспоминая Екатерину Карпушину в роли Кэтрин, одновременно свидетельницы и жертвы страшной трагедии. В какой-то момент кажется, что Карпушина играет на грани актерских и человеческих возможностей. А потом вдруг понимаешь – не на грани, за гранью. Смотришь на неё весь спектакль – и оторваться не можешь.
Скорее, «И вдруг минувшим летом» – это такой подарок поклонникам творчества мэтра (который по-прежнему грациозно выходит на поклоны в финале), такой 100% настоящий, честный «театр времён Романа Виктюка». А дальше уже каждый сам решает для себя – ваш это театр или нет.
Автор: Теннесси Уильямс
Постановка, музыкальное оформление и сценическая адаптация пьесы: Роман Виктюк
Адаптация и перевод на русский: Виктор Денисов
Художник по костюмам: Димитрий Демин
Звукорежиссер: Людмила Платонова
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Ассистент режиссера: Андрей Боровиков
Помощник режиссера: Людмила Исакович
Действующие лица и исполнители:
Миссис Винэбл: засл. артистка РФ Людмила Погорелова
От автора: Роман Виктюк
Кэтрин: засл. артистка РФ Екатерина Карпушина
Доктор Цукрович: Михаил Половенко
Джордж: Никита Косточко
Миссис Холли: Мария Казначеева, Олеся Быкодерова
Сестра Фелисити: Мария Матто
Место: Театр Романа Виктюка
Продолжительность: 2 часа
Возрастные ограничения: 18+