Рецензия на спектакль «Катерина Ильвовна». Танцуют все

Рецензия на спектакль «Катерина Ильвовна». Танцуют все

«24 марта играем «Катерину Ильвовну». В Табакерке… уже без Табакова. Олег Палыч любил эту вещицу Лескова и очень ждал этого спектакля. Любил Ирочку Пегову и, забрав ее из театра Фоменко, пестовал, поддерживал, помогал. Хотел, чтоб эта роль у Иры получилась и был по-хозяйски доволен результатом! Теперь будем играть и жить без него… но, с памятью о нем!», – написала на своей странице в Facebook режиссер-постановщик Алла Сигалова за несколько дней до спектакля.

Премьера «Катерины Ильвовны» состоялась весной 2017 года. Показов было не так много – осенью спектакль несколько раз отменяли из-за болезни артиста. Играют постановку на новой сцене на Сухаревской.

Сюжет очерка Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» известен. Молодая девица Катерина вышла замуж без любви за купца старше себя. Поселились они с мужем в доме свёкра, жизнь их была скучна. Однажды её муж уехал на длительный срок по делам. У Катерины начался роман с работником Сергеем. Вскоре ради возлюбленного она убила свёкра, потом мужа, затем малолетнего племянника, претендовавшего на наследство. У последнего убийства нашлись случайные свидетели. Убийц отправили на каторгу, где Сергей стал изменять Катерине с другими женщинами. Она решила утопить соперницу Сонетку и утонула вместе с ней.

Рецензия на спектакль «Катерина Ильвовна». Танцуют все

Эту историю рассказывают в спектакле хореографией. В двухчасовом действии звучит всего несколько диалогов. В остальное время только танцуют. Местами это мягкие пластические движения, а где-то – дикие пляски. Танец отражает всё – от счастья до отчаяния, от страха до бесстрашия, от неволи до свободы. Удовлетворение Катерины после убийства свёкра — интенсивный пляс на красочном ковре, её покорность перед Сергеем – вьющиеся щенячьи лебезения. Пластикой и жестами изображены и чаепитие, и секс, и роды, и убийства, и сцены избиений.

Рецензия на спектакль «Катерина Ильвовна». Танцуют все

Всё происходит во дворе с кирпичными стенами. Попасть в него можно только через лазы сбоку или с наклонного помоста на заднем плане. И только согнувшись. На сцену «давит» парящий над ней дом. Но чтобы открыть дверь, надо вскарабкаться по торчащим из стен штырям. Обстановка мрачная и аскетичная. По ходу действия видеопроекция превращает двор то в поле, то в лес, то меняет строгую обстановку на романтическую. С пространством происходит несколько трансформаций. Из пола то выдвигается, то туда проваливается стол-помост. Это и острог, и могила. В сценах с каторжными опускается потолок – «небо» давит.

Рецензия на спектакль «Катерина Ильвовна». Танцуют все

В спектакле звучат русские фольклорные песни – и веселые, и заунывные. Всё время слышны бытовые звуки – скрипы дверей, топот, капание воды, приглушённые разговоры. Многое в восприятии зависит от света. Он меняет и цвета платья Катерины Ильвовны, и создает ощущение опасности, когда неторопливым лучом перемещается по сцене.

Отдельного внимания заслуживает занавес. Это настоящая четвертая стена двора-декорации. Кирпичная, с огромным ромбом посередине. Это экран, на котором показывают финальную сцену спектакля. Будто в аквариуме на глазах зрителя тонут Катерина Ильвовна и Сонетка.

Рецензия на спектакль «Катерина Ильвовна». Танцуют все

Катерина Ильвовна (Ирина Пегова) не выглядит хладнокровной убийцей. Она — жертва мужчин и обстоятельств. Сцена ее первой близости с мужем – изнасилование. Первая близость с Сергеем – скорее, то же. Её искренне жаль, когда она принимает решение убить ребенка. Пегова играет несчастную женщину в безвыходной ситуации. На первый план выведена служанка Аксинья (Яна Сексте). Это прислуга, которая слишком много знает. Она — свидетель и насилия мужа над Катериной Ильвовной, и убийства свекра, и романа хозяйки и Сергея. Она — властная, а где-то зловещая и мистическая. Женские образы показаны сильнее мужских. На их фоне блекнет даже возлюбленный Сергей (Дмитрий Власкин), прекрасно, по-лесковски, исполняющий свои партии. Свёкор Борис Тимофеевич (Дмитрий Куличков) запоминается не жестокостью, а комизмом.


Действие развивается непрерывно, словно кино. Известный сюжет рассказан легко и новаторски. Если вам не чуждо отступление от привычных рамок, посетите этот спектакль.

Режиссер-постановщик: Алла Сигалова


Художник: Николай Симонов


Художник по костюмам: Мария Данилова


Музыкальное оформление: Яна Лобахина


Художник по свету: Айвар Салихов



В ролях:


Катерина Ильвовна – Ирина Пегова


Сергей – Дмитрий Власкин


Борис Тимофеевич Измайлов – Дмитрий Куличков


Зиновий Борисович Измайлов – Александр Фисенко


Аксинья – Яна Сексте
Сонетка – Анна Чиповская / Наталья Попова


Фиона – Наталья Качалова


Сестра Бориса Тимофеевича – Татьяна Кузнецова


Федюша Лямин – Саша Булатов / Афанасий Сальников



Также в спектакле участвуют: Арина Автушенко, Дарья Безсонова, Анастасия Богатырева, Евгения Борзых, Василий Бриченко, Алексей Вакарчук, Алена Гончарова, Юлиана Гребе, Алексей Князев, Александр Лимин, Василий Неверов, Александр Самсонов, Максим Сачков, Алексей Усольцев, Никита Уфимцев, Матвей Черных, Алексей Щелаковский, Изабель Эйдлен

Место: Московский театр п/р О. Табакова


Продолжительность: 1 час 50 минут

Оцените статью
Добавить комментарий