У каждого из нас есть такие знакомые или даже друзья. Необремененные обязательствами, рутиной ежедневной офисной работы, с рюкзаком, в котором легко умещается практически вся жизнь. С томиком Кастанеды или Ошо. А может и вообще без всяких книг и рассуждений с претензией на интеллектуальность или мессианство.
Только почему-то эти летящие по жизни люди оставляют после себя вполне земные проблемы и не всегда легкие воспоминания. Нет-нет, они не нарочно и не специально всё это делают, просто они – другие. Иногда мы им завидуем, иногда – раздражаемся и злимся, чаще – недоумеваем, потому что не понимаем.
Пьеса Михаила Дурненкова, поставленная на сцене зеленоградского театра «Ведогонъ» как раз об этом – и о нас, земных, и о них – легких. Хотя откуда такая уверенность, что читающие эти строки тоже не из этой странной породы? Да и посмотрев спектакль, заслуженно попавший в лонг-лист «Золотой маски» пару лет назад, начинаешь задаваться вопросами. Про себя самого, естественно. И понимаешь в сто первый раз, что всё совсем непросто и неоднозначно – и с тобой, и с теми, кто рядом.
Мы заходим в зал и прямиком попадаем в квартиру, буквально с первых минут превращаясь из зрителей в некий оживший интерьер или декорации. И вроде бы не нов прием, используемый Павлом Курочкиным, режиссером спектакля и худруком театра, но «попадает» он в зрителя отлично. Обычная квартира с обычной среднестатистической российской мебелью (смесь IKEA и бабушкиного шифоньера). Под потолком, на колосниках Ксения Перетрухина (художник спектакля) развесила белые рубашки. Птицы ли, ангелы, несбывшиеся надежды или бессловесные чьи-то тени? У главных героев (Татьяна Мазур и Сергей Зайцев) всё хорошо. Или кажется, что хорошо. Они вместе, они счастливы. Пока не появляется Егор (Алексей Ермаков), из Прошлого и с непонятными притязаниями на Будущее, причем не только свое. Дальше всё происходит стремительно и вполне предсказуемо: ты чувствуешь, что финал тебе оставят открытым, что «хороших и плохих героев» здесь просто быть не может (и жалеть или ненавидеть ты будешь всех попеременно). И ведь цепляет же! Не бьет наотмашь (спасибо большое за это отдельное герою Антона Васильева, отвечающего в пьесе за «разбавить мрак», когда совсем тяжело становится), а именно цепляет.
Трудно иногда отказаться от мысли, что ты всего лишь зритель. Дело здесь и в самой режиссуре, только кажущейся прозрачной и простой – а вот попробуй повтори. И в отличной актерской игре (но мы-то уже давно знаем, что за хорошими актёрами не в столичные театры ходить следует), и в драматургической точности. Кстати, «Легкие люди» попали в унисон с недавно поставленным в РАМТе «Оборванцем», ранней пьесой Михаила Угарова (первые работы Михаила Дурненкова ставились в Театре.doc).
Ксения Перетрухина, конечно же, не только использованием мужских сорочек в промышленных масштабах тут заметна и ценна. Как всегда у Перетрухиной, пространство сцены вдруг обретает свою собственную жизнь, свой голос. И невозможно ничего объяснить – просто погружаешься в это и всё. Всё элементарно, как в реальности! И эти люди на расстоянии вытянутой руки – такие знакомые (а спустя два часа – почти родные). Странное чувство не покидает после спектакля, и чем больше времени проходит, тем оно ярче и осознаннее. Может, тут без магии не обошлось (ведогонъ у древних славян – это как-никак дух и нечто явно потустороннее). Но попробую объяснить рационально.
«Легкие люди» – совпадение всех выше перечисленных театральных составляющих и таланта конкретных людей. Поэтому и не отпускает этот, казалось бы, не слишком замысловатый сюжет и герои «из соседней квартиры». А еще хорошо, что «Легких людей» периодически играют в Москве (сейчас почти каждый месяц на сцене ЦДР на Беговой) и не нужно ехать за ним в Зеленоград. Хотя, может это и не так хорошо? Люди с рюкзаком за спиной, похожие одновременно на Бананана из «Ассы», Боба Марли и героев Чака Паланика вряд ли бы нашли в этом что-то сложное.