2 марта в театре «Практика» состоялась премьера спектакля «Летели качели» по пьесе Константина Стешика в постановке Марфы Горвиц. Константин Стешик – автор более 20 пьес. Лауреат международной премии «Евразия» и спецприза международного конкурса «Свободный театр» (Лондон). Участник международного театрального фестиваля «Новые пьесы из Европы» (Германия).
Летели качели
Без пассажиров
Без постороннего усилия
Сами по себе…
– так начинается десятиминутная песня-мантра Егора Летова, первые слова которой стали названием пьесы.
Спектакль и пьеса рассматривают процесс взросления детей в переломный момент начала 90-х. А главный герой – застрявший в этом взрослении 35-летний Стас, фанат Егора Летова. Собственно, он мог бы быть фанатом кого или чего угодно, просто на примере кумира миллионов подростков автор пьесы и режиссер спектакля рассматривают проблему потерянного поколения. Детей, которым нужен был какой-то якорь, чтобы уцепиться за жизнь. Хорошо, если этот якорь был музыкой, некоторым не так повезло.
Вот Марфа Горвиц, режиссер спектакля, перед тем, как окончить режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), слушала вовсе даже не «Гражданскую оборону», а Баха. Ее якорем была такая музыка… и театр. Именно поэтому в спектакле нет песен «Гражданской обороны», но есть Бах. А Егор Летов – это просто пример. Пример пристанища детей-скитальцев.
Почему возник интерес к этой пьесе и почему она актуальна, режиссер объясняет так: «Я считаю, что это актуально в том смысле, что — «И вот мы выросли». И теперь перед нами стоят вопросы: кто мы, что дальше? Мы стали молодыми родителями, а что мы будем передавать детям? Тема отношений отцов и детей в пьесе стоит остро. Причем речь идет не только о биологических родителях: разговоры Стасика с отцом — это также разговор с Создателем о том, на что опираться в жизни».
Вся постановка сконцентрирована вокруг магического числа «три»:
- Три портрета/образа Егора/Игоря Летова на стене освящают (именно так) унылое пространство и унылое происходящее.
- Три одинаковых стола
- Три мужских персонажа
- Три женских персонажа
- Три места, где происходят события пьесы — кафе Весна, дом престарелых и квартира одного из героев
- Три поколения
- Три роли в которых человек невидим и безлик – официантка_медсестра_мама.
Сам материал (покушаюсь на святое) – неустойчивое бытие социальных низов, почти без рефлексии – такой вязкий нарратив. Иногда смешно (редко), иногда грустно (по разным поводам). Больше всего грустно оттого, что начинаешь испытывать какие-то несовпадения на экзистенциальном уровне. Ну вот почему все настолько пассивны, в чем все виноваты перед этим недолюбленным поколением 90-х? Босоногое детство уже обсудили, несчастные судьбы родителей тоже, а дальше что? Ну не бывает хороших времен. А они там и зависли, впереди нет ничего и своим детям не показали/не покажут. Что остаётся если отвлечься от милой сердцу Гражданской обороны?
Режиссер – Марфа Горвиц
Автор – Константин Стешик
Художник – Ксения Перетрухина
Художник по костюмам – Шифра Каждан
Художник по свету – Сергей Васильев
Режиссёр по пластике – Ирина Га
Саунддизайнер – Дмитрий Власик
В ролях:
Илья Барабанов, Сергей Каплунов, Антон Кузнецов, Мария Лапшина, Ольга Лапшина, Надежда Лумпова, Мария Рыщенкова, Алексей Розин, Валентин Самохин, Артём Смола,Наталья Ушакова