Рецензия на спектакль «Мандельштам». Тараканьи усища власти

Рецензия на спектакль «Мандельштам». Тараканьи усища власти

Поэты разговаривают о политической ситуации в стране. Борис пытается осторожно донести, что не нужно писать о Сталине такие провокационные стихи – это опасно. Мандельштам объясняет, что тогда и творчеству существовать нет смысла. Каждое слово первого взвешенно и лаконично, будто понимает, что даже у стен есть уши. Второй поэт не стесняется в выражениях и делает вид, словно ничего не боится. Между репликами нет никаких звуков, только тишина. На заднем плане стоит грузный Сталин. Он точно знает, о чем идет разговор двух друзей – о нем. По окончанию беседы поэтов за плечами Сталина опускается холст с распятым мужчиной. Это предвестие… Предвестие смерти.

Постановка «Мандельштам» режиссера Романа Виктюка создана на основе одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигра. Он был влюблен в русскую литературу, создавал пьесы про поэтов и писателей и их нелегкие судьбы. Примечательно, что Дон Нигро при этом так и не побывал в России.

«Мандельштам» – постановка о времени тяжелого режима. Эта история рассказывает о нелегкой судьбе поэта Осипа Мандельштама, о его борьбе со властью. Зрителю дают понять его, рассмотреть и побыть на его месте. Постановка покажет все несчастья судьбы великого поэта, заставит вас почувствовать всю тяжесть его жизни.

Рецензия на спектакль «Мандельштам». Тараканьи усища власти

Актеры на сцене практически не взаимодействуют. Их взгляд, полный горя и отчаяния, устремлен точно в зрительский зал. Все происходящее и все реплики героев транслируются напрямую. Малочисленный состав делает некоторое преимущество постановке, ведь взаимодействие персонажей происходят только по парам, что, безусловно, выглядит интересно. Быть может изредка в сцене могут принимать участие три героя, но никогда не четыре.

Мандельштам написал провокационное стихотворение, после которого обратил на себя внимание Сталина. Слуга народа беседовал с другом Иосипа, Борисом, рассуждал – вранье это все или попытки борьбы со властью. Он спрашивал: «что ему делать с такими поэтами?» И этот вопрос поднимался не раз. И не только верховным главнокомандующим.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него — то малина

И широкая грудь осетина.

«Мандельштам» – это вовсе не история о жизни одного поэта. Это скорее собирательный образ всех творческих личностей, которые попали под тяжелую руку власти. На сцене располагаются тяжелые плакаты с портретами тех, о ком идет повествование данного спектакля. В качестве сопроводительного звукового оформления персонажи нередко поднимали и бросали их, делая оглушительный грохот, означающий в точности такое же сокрушительное падение судьб людей того периода.

Сталин все-таки добрался до Мандельштама. Может не явно, а в галлюцинациях. Поэт сошел с ума и даже не один раз. Как это показано – не передать словами. Полный спектр страха и отчаяния на лице актера Игоря Неведрова. Он действительно переживал эту жизнь.

Рецензия на спектакль «Мандельштам». Тараканьи усища власти

Все герои в плащах. Можно заметить, что когда разговоры более откровенные, то герои снимают плащи. Так даже Сталин примерил плащ Мандельштама, а он, в свою очередь, – китель, который вовсе не смог надеть правильно. Каждый побывал в шкуре другого. Это и свело многих героев с ума.

Музыкальное оформление состоит преимущественно из марша, который нарочно создает нервное и психологичное напряжение. Повешенные тела, которые напоминали о суровом времени, подчеркивали все ужасы истории, помогали передать нужное настроение. Свет играл роль акцентного помощника – зрители следили за ним и точно знали, куда смотреть.

Рецензия на спектакль «Мандельштам». Тараканьи усища власти

Понятно и естественно, что художник, чтобы передать всю драматичность, не ограничивает актеров в громкости их речи. Но иногда все же от постоянного крика устаешь, хочется побыстрее пропустить этот отрывок истории. Быть может именно этого эффекта и добивался режиссер Роман Виктюк. Всем должно хотеться побыстрее пережить трудные времена.


[недословно]

Мандельштам: Понимаешь, я вдруг понял, что мы похожи. Меня зовут Иосип. Его – Иосиф. Это ведь одно и тоже.

Борис: Интересно. Тогда на кого похож я?

«Мандельштам» – постановка о трагичной судьбе поэта и его окружения. Спектакль может показаться затянутым, но это, быть может, связанно именно с передаваемым тягостным настроением. История невероятно судьбоносная. Главное, сами не сойдите с ума от переизбытка чувств.

Автор: Дон Нигро

Перевод: Виктор Вебер

Режиссер: Роман Виктюк

Актеры:

Прохор Третьяков

Людмила Погорелова

Игорь Неведров

Екатерина Карпушина

Александр Дзюба

Место: Театр Романа Виктюка

Продолжительность: 2 часа

Оцените статью
Добавить комментарий