«Оставьте меня в покое!» – эту фразу произносил каждый из нас хотя бы раз в жизни. Обычно она означает просто сиюминутную усталость, которая быстро проходит. Но есть люди, в чьей голове эта фраза крутится двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году — всегда. Пьеса Олега Колосова об одном таком человеке.
Нельзя с точностью сказать, страдает ли главный герой социофобией или социопатией, да это и не важно. Главное – он не хочет никаких контактов: ни с чужими, ни с родными. Он живет один, в оставшейся от бабушки квартире, зарабатывает не выходя из дома продажей компьютерных игр, а в магазин отправляется только по большой надобности не чаще раза в месяц. Для разговоров по душам ему достаточно манекена, той самой неодушевленной Галины.
Режиссер Александр Огарев не зря поместил спектакль в небольшое замкнутое пространство зала «Глобус». Это место как нельзя больше подходит для такого человека, как Андрей (Александр Хотенов), запертого в своем коконе неприятия окружающего мира. Ярусы «Глобуса» – полки на стенах квартиры, а зрители – те самые диски с играми: для разных гаджетов, с разными идеями, разными чувствами и смыслами. Из множества этих игр приходящие случайные люди выбирают нужные. Однако покупкой дело не ограничивается, они жаждут общения, выводя несчастного Андрея из его и так неустойчивого равновесия. А есть же еще и семья. И не только мама-папа, а огромная семья с многочисленными братьями, сестрами, двоюродными, троюродными и иже с ними. И как назло все они ужасно общительные и беспардонные до невозможности. Они считают Андрея обязанным быть как все и пытаются насильно сделать его «нормальным» и «обычным».
Всё раздражающее, нелогичное и просто непонятное в этих обычных людях Андрей обсуждает со своей неодушевленной Галиной. В решении образа этого персонажа режиссер не пошел легким путем — в спектакле нет той куклы, какие мы привыкли видеть в витринах. Роль манекена исполняет актриса и хореограф Анастасия Кадрулева. Ее великолепную игру сложно описать: она невероятно живая и пластичная, но нет сомнения в том, что она – не человек. Она жалеет главного героя, понимает его, любит и ревнует, но она – кукла, и все свои чувства она выражает лишь набором ограниченных движений, доступных манекену.
Андрея вполне устраивает такой собеседник, и он не желает с ней расставаться, даже когда в его жизни появляется настоящая девушка, которую, по странному совпадению, тоже зовут Галина. Регина Хакимова играет настоящую русскую девушку, которая и «коня на скаку», и «в горящую избу», и полюбит вопреки, и не будет ждать, а придет и решит все за двоих. И вот вроде все она правильно сделала, влюбила в себя маму Андрея, подружилась со всей его многочисленной раздражающе-навязчивой родней, взяла на себя общение с ними и, по сути, значительно облегчила жизнь возлюбленного. Вот только на примирение с присутствием в квартире манекена ее душевных сил уже не хватило. И как любая девушка на исходе душевных сил, Галина совершает глупый, нелогичный и трагический поступок.
А что же Андрей? Игру Александра Хотенова язык не поворачивается назвать игрой. В эти два часа спектакля он – не Александр, он – Андрей. Странный, нервный, боязливый и в то же время агрессивный маленький человек, с порывистыми, резкими, навязчиво повторяющимися движениями, затравленным взглядом и странной прической. Напоминающий одновременно профессора Мориарти и чеховского Коврина, он искренен в своем неприятии и непонимании окружающих, и эта искренность переворачивает представление зрителя о «нормальности». Вы думаете, что жить с куклой ненормально? Так вот же, на сцене, целая толпа «нормальных»: жадные покупатели, пытающиеся урвать сто рублей; параноидальные барышни, ищущие везде подвох; мужики, покупающие гараж, чтобы бухать в нем по выходным; девочки, главная цель жизни которых – поймать букет на свадьбе; мамашки, проверяющие годность невесток ударом по лицу и прочие социальные личности. Так лучше? Привычнее? Мы консервативны, каждый кто отличается от нас по образу мыслей и жизни кажется нам опасным. Но Александр рушит наши устоявшиеся представления. Постепенно раскрывая в своем герое самые светлые, прекрасные и пронзительно-нежные чувства, он меняется в наших глазах. Нет, он не становится внезапно душой компании и сыном-братом года. Он заставляет измениться нас. Измениться и почувствовать человека, до сих пор недоступного нашему пониманию.
Спектакль получился очень живым и близким, вплотную к зрителю, в сантиметре от крайней точки вашего личного пространства, с внезапными почти физически ощутимыми электрическими разрядами прямо в болевые точки. Высшая сила театра и высшая сила таланта – дать работу душе зрителя, а в этом спектакле работы для вашей души будет предостаточно.
Режиссер — Александр Огарев
Хореограф — Анастасия Кадрулева
Художник — Елизавета Иванова
Художник по свету – Тарас Михалевский
Звук – Глеб Назаров
Свет – Екатерина Синякина
В ролях:
Александр Хотенов, Регина Хакимова, Анастасия Кадрулева, Александрина Мерецкая, Анна Кузминская, Иван Товмасян, Евгений Любарский, Николай Гонтар, Мария Киселева, Ольга Малинина, Александр Огарев, Алексей Киселев, Мария Киселева, Кирилл Селиверстов, Алексей Михайлов, Роберт Непогода, Анна Кузнецова, Елизавета Попова, Ксения Мачихина, Екатерина Петухова, Елизавета Жодзишская