Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Этот спектакль о личности великого танцора. Режиссёр постановки, Роман Виктюк, был лично знаком с Нуреевым и даже пообещал танцору поставить о нем спектакль. От этого, наверное, в этой постановке очень уважительное отношение к главному герою. Нет критики, нет спекуляций и попыток ловить хайп. А если точнее, то в спектакле нет отсылок и перетирания темы гомосексуализма. Есть личность Рудольфа Нуреева, его талант и его непростая судьба. 

Очень многослойный спектакль, он начинается с документальных записей и рассуждений самого Нуреева. Звучит запись голоса, с его характерным акцентом. Сразу складывается ощущение, что это не просто спектакль, зрителю словно дают понять, что речь пойдёт о трагедии из жизни человека, а не выдуманного персонажа. Во время театральной постановки актёры практически не танцуют, у театра нет желания играть в балет. Но при этом вся постановка сопровождается реальными архивными видеозаписями с выступлений Рудольфа Нуреева.

Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Примечателен тот факт, что премьера это спектакля состоялась ещё в 2004 году. При этом сложно забыть, какой ажиотаж и безумные очереди за билетами были на балет «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большой театр в 2017 году. Действительно,  очень символично. В свете последних событий, когда известный и талантливый режиссёр Кирилл Серебренников находится под домашним арестом (его даже не отпускают на похороны матери), личность Рудольфа Нуреева ещё ярче отражает извечный конфликт между гением и государством. Только Нуреев уехал из России, а Серебренников не успел.

Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Ещё одна интересная деталь, в спектакле «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», конечно, не обошли стороной тему материнской любви. Сцены Нуреева и матери, которую он не видел много лет, после того, как покинул СССР, очень напоминают микеланджеловскую пьету. Единственную скульптуру, которую подписал Микеланджело. «Оплакивание Христа» – это произведение основополагающее и очень важное для всего мирового искусства. О жертве и боли матери. В спектакле звучит еще несколько диалогов между Нуреевым и его матерью. Мать гения и её муки. Женщина родила ребёнка, а он стал жертвой, и она это знает, но никак не может своему ребёнку помочь. 

Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Помимо этого, в спектакле можно заметить ещё несколько отсылок к мировому искусству, например, к теме экзистенциализма и к фигуре Прометея. Жизненный путь главного героя не раз сопровождается семиотическими отсылками к сизифому труду.  Сразу на ум приходит трактат философа-экзистенциалиста Альбера Камю. И, конечно же, высказываете великой американской танцовщицы Марты Грэм о том, что Нуреев – это Прометей танцевального искусства, который принёс людям огонь знания. 

При всей многослойности театральной постановки и многочисленным философским подтекстам, это очень понятный спектакль. Важный для русского человека, поднимающий массу актуальных и по сей день вопросов. Здесь не только про закулисье балета и о жизни великого танцовщика. Здесь о судьбе человека, о его призвании, о понятии Родина, о любви, о дружбе и о силе искусства. 

Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Рудольф Нуреев уехал из Советского союза, и долгое время его считали врагом народа. Когда он вернулся на Родину, в родной город, его не признали те, с кем он учился. Умер он во Франции в 1993 году.  Прошло 25 лет, страны, где Нуреева считали врагом народа, тоже уже нет. Но история циклична и любит шутить. И вот Россия, 2018 год, известного во всем мире режиссёра обвиняют в хищениях, держат под домашним арестом, люди, далёкие от искусства, не признают его заслуг и спекулируют на его сексуальной ориентации. И это не о балете, и не о театре. Это о государственной машине и о роли личности в истории.  


Спектакль заслуживает того, чтобы о нем писали и его смотрели. Можно не быть фанатом творчества Романа Виктюка, не быть в восторге от актёрской игры Дмитрия Бозина (он исполняет роль Нуреева). Можно не разбираться в балете или истории танцевального искусства. Просто в нашей стране сейчас происходит что-то очень интересное. И этот спектакль 2004 года почему-то именно сейчас, как никогда, кстати.  

Автор – Азат Абдуллин 

Режиссёр – Роман Виктюк 

Исполняют 

Рудольф Нуреев – Дмитрий Бозин

Мать, Марта Грэм – Людмила Погорелова

Марго – Анна Нахапетова

Сторож – Михаил Руденко

Неизвестный, Усама, Александр Иванович, Гладышев, Профессор, Марио – Александр Дзюба

Вивьен – Елена Чубарова

Мануэль – Виктория Савельева

Артисты балета:

Владимир Белостоцкий

Станислав Мотырев

Иван Никульча

Михаил Руденко

Место: Театр Романа Виктюка

Продолжительность: 1 час 50 минут 

Оцените статью
Добавить комментарий