Решение проблем – двигатель прогресса и в жизни простого человека, и в жизни науки. Если бы человечество не задавало себе и миру правильные вопросы, не продиралось через колючий терновник проблем, то наука не родилась бы никогда. Началом всему была философия, но нет, она не осталась где-то там в далёком прошлом, потому что рано или поздно каждый ученый обращается к ней снова. В XXI веке проблем много, но Том Стоппард в центр своей пьесы «The Hard Problem» поместил человека и его мозг. Алексей Бородин смело взялся за такую сложную тему и перенёс текст британского драматурга на сцену РАМТ.
В «Проблеме» поднимаются вопросы, которые волнуют человеческие умы уже много столетий: «Что такое доброта?», «Существует ли сознание?», «Как связаны наука, мораль, добродетель?», «Чем отличается эгоизм от альтруизма и существует ли последний вообще?». В этих вопросах у каждого своя правда, принципы и ценности.
Действие происходит в научном институте проблем мозга, куда устраивается на работу главная героиня, Хиллари. В институте есть два направления – одно посвящено строго научным исследованиям и попыткам доказать, что сознание – это всего лишь определённое взаимодействие клеток мозга, и человек не руководствуется никакими душевными принципами. Работники этого отделения полностью отрицают существование человеческого «Я». Второй отдел, наоборот, стремится выяснить, есть ли у человека душа, где формируется сознание, стремление к добродетели и бескорыстный альтруизм. В одном ряду с серьёзными спорами стоит ирония, которая тонкой стрелой пронизывает всю пьесу – вот научный сотрудник молится Богу перед сном, вот где-то пошатнулась логика убеждённого рационалиста, вот чувства на миг берут верх над разумом. Рационализировать и алгоритмизировать человека, конечно, можно, но надо помнить, что всегда будут исключения, которые испортят статистику, как ни формулируй постановку задачи.
Заходя в зал, зрители будто становятся участниками научной конференции в институте мозга, который выполнен в стиле модернизма и функционализма (художник Станислав Бенедиктов) – прямые формы из неприкрытого металла, огромные стеклянные крыши, красота и изящность в простоте – что может лучше ассоциироваться с современным научным институтом? На этой конференции нет выступлений с докладами, есть своего рода затянувшийся «кофе-брейк», на котором коллеги обсуждают различные вопросы, обмениваются мнениями, спорят.
В этом поединке ума и сердца участвуют герои, характеры которых прорисованы Стоппардом с точностью ювелира – вот Хиллари (Ирина Таранник), которая смотрит на науку через призму психологии с некоторым юношеским романтизмом и тщательно старается не упоминать о скелетах в шкафу (дочь, которую она родила в 15 лет по закону отдали в другую семью). Вот «настоящий» учёный Спайк (Пётр Красилов), который скептически относится ко всему духовному и душевному, не отступает с рационального пути, вызывая у многих зрителей неприязнь, потому что так сухо и дерзко рассуждать люди обычно не решаются.
Здесь же Урсула (Нелли Уварова/Янина Соколовская) – женщина-ученый, целеустремлённая карьеристка, в лице которой читается завышенная самооценка, позволяющая смотреть на остальных свысока. Руководство института – Лео (Бажин Андрей) и Джерри (Исаев Илья) выступают как собирательные образы учёных – в них соединяется и уважение к научным постулатам и немалая доля человечности. Странная парочка – Бо (Татьяна Матюхова) и Амал (Дмитрий Кривощапов), где Бо подделывает результаты эксперимента, что в научном мире является высшей степенью непрофессионализма и неуважения к самому себе, а Амал настолько резок в суждениях и самоуверен, что дальше собственного носа не способен видеть ничего.
Конечно, ничто человеческое ученым не чуждо, поэтому ряды героев, которые, в общем-то, обрисовывают всё современное общество, Стоппард дополняет инструктором по пилатесу Джулией (Александра Аронс/Александра Розовская), которая замыкает этот круг образов и характеров, добавляя немного непосредственности и искренней доброты.
Центральной темой обсуждения становится вопрос «что является эгоизмом, а что – альтруизмом?». Сейчас модно размышлять об альтруизме, говорить людям о доброте и показывать собственным примером, как надо помогать и жертвовать чем-то ради других. Только вот не является ли подобный альтруизм эгоизмом под приправой добродетели, не происходит ли подмены понятий? Многое совершается лишь ради одобрения со стороны общества, ради внимания других людей и собственной безопасности в социуме.
Людям с детства внушают, что собственное «Я» должно меркнуть перед бескорыстием, которое является в обществе синонимом добродетели. И в итоге получается, что эгоизм – жертвование другими ради себя, альтруизм – жертва собой ради других. Но при любом раскладе всё крутится вокруг этих «других». Получается ловушка, в которой выбор стоит между подавлением и самопожертвованием. И те, кто выбирают самопожертвование – делают это ради себя, а не тех самых «других». И вот такой скрытый эгоизм опаснее неприкрытого, потому что обманывается и сам человек, и общество вокруг него. А существует ли чистый альтруизм, без поиска личной выгоды?
На первый взгляд у Стоппарда всё раскрашено в черные и белые тона – либо полный эгоизм, либо полный альтруизм. Но мы говорим о человеке, а не числовой оси, где точно ясно, где минус, а где плюс. В этом и есть наше достоинство, что люди состоят из полутонов, которые можно изучать бесконечно. И Том Стоппард это отлично понимает, поэтому при более пристальном рассмотрении в диалогах его героев можно увидеть различные точки зрения на проблему альтруизма. Несомненное достоинство этой постановки в том, что никакое мнение зрителю не навязывают. Каждый найдёт мысли и суждения, близкие к его философии – как часто в книгах мы акцентируем внимание именно на том, что уже беспокоило наш ум.
«Проблема» – очень важный спектакль, большая работа и для создателей, и для зрителей, потому что во время просмотра мозг усердно запоминает и разбирает головоломки драматурга и режиссёра. Здесь не будет ответов, здесь будут вопросы – те самые, о которых мы периодически вспоминаем и о которых нельзя забывать, потому что важно для самого себя ставить рамки рационального ума, альтруизма и здорового эгоизма. Театр не должен давать ответ, он задаёт вопрос – чтобы зритель думал и, возможно, понял что-то важное, сделал открытие. С этим «Проблема» справилась блестяще.
Автор: Том Стоппард
Перевод: Аркадий Островский
Режиссёр: Алексей Бородин
В ролях: Пётр Красилов, Ирина Таранник, Александра Розовская, Татьяна Матюхова, Дмитрий Кривощапов, Андрей Бажин, Илья Исаев, Полина Лашкевич, Александра Аронс, Нелли Уварова, Янина Соколовская
Место: РАМТ
Продолжительность: 100 мин.