Вот дом, точнее – Палаты,
В которых появился любимый многими «Июльансамбль»,
Который воплотил замысел режиссера Павла Пархоменко,
Который взял пьесу любимого в России Тома Стоппарда,
Которую перевёл когда-то изгнанный из России Иосиф Бродский.
Да, ассоциации с народной английской поэзией вряд ли помогут рассказать о новом спектакле «Розенкранц и Гильденстерн». Впрочем, если вы читали пьесу Стоппарда, то согласитесь – пересказать все возможные грани, смыслы и слои стоппардовского абсурда, игры слов, философских размышлений и парадоксальных открытий – идея утопическая. Вроде бы, объяснить всё довольно просто: Том Стоппард сделал главными героями совершенно второстепенных Розенкранца и Гильденстерна, построил весь сюжет вокруг этих шекспировских Труляля и Траляля. Но текст! Насколько он совершенен, настолько же трудно переносим на сцену. И все, кто за него берется, изощряются как могут.
Так вот, Павел Пархоменко не стал уходить далеко от оригинала (как, например, прошлогодний номинант на «Золотую маску» – «Розенкранц и Гильденстерн» Д.Волкострелова). У Пархоменко просто в рукаве оказались два козыря – пространство Боярских палат, где как нельзя лучше разворачивать и раскурчивать нити истории, случившейся однажды в Датском королевстве. И, собственно, «Июльансамбль», в чьем умении справляться с любой режиссерской вольностью и идеей (или, увы, даже иногда с её отсутствием) лично я давно не смоневаюсь. Но здесь с режиссером всё в порядке, он знает и видит, чего хочет. И может быть в спектакле в отдельные моменты и не хватает глубины и разноплановости Стоппарда, но это скорее из-за указанной выше сильной любви к пьесе. Другие же зрители, честно признавшиеся, что с драматургической основой они не знакомы, были по-хорошему ошарашены и воодушевлены. А то и вдохновлены на долгие разговоры после и чтение пьес здравствующего сэра Тома.
Почувствовать себя пассажирами тонущего корабля. Теми, кто ждет перемен, пытаясь отсидеться за печкой. Или не ждет их вовсе. Теплый уютный мирок конформиста превращается рано или поздно в ад. И пути назад уже нет. Ты не можешь остаться второстепенным персонажем, тебя просто сотрут в порошок жернова истории, даже самой скромной и бескровной.
Этот режиссерский месседж проявляется постепенно, как выглядывающие из кирпичных проемов актёры. В какие-то моменты в зале стоит гомерический хохот, в какие-то – гробовая тишина. Варвара Шмыкова в кроссовках, Роман Васильев на каблуках, английский балаган с пост-драматическим стёбом (над пост-драмой в том числе). Гамлет, Гертруда, Клавдий – прекраснее этого паноптикума только труппа бродячих актеров. И в этом абсурде и угаре вдруг возникает финал – и растворяется в воздухе. Розенкранц и Гильденстерн, как и следовало ожидать, мертвы. Мы выходим из лабиринта Боярских палат, немного оглушенные и довольные. Потому что театр здесь случился вполне живой и настоящий.
Режиссёр: Павел Пархоменко
В ролях: Артем Дубра, Сергей Новосад, Варвара Шмыкова, Алексей Каманин, Роман Васильев, Сергей Шадрин, Степан Азарян, Никита Юськов, Алексей Ермошкин
Место: Боярские палаты СТД РФ
Продолжительность: 2 часа