Рецензия на спектакль «Старый дом». Дом вверх дном

Рецензия на спектакль «Старый дом». Дом вверх дном

Коммуналка в старинном особняке, где бывал Лев Толстой. Подростковая любовь и взрослое лицемерие. Громкие разговоры о нравственности и тихий шепот о страстях. Перспектива неравного брака и тупик человеческой глупости. Это всё о спектакле «Старый дом» в Центре драматургии и режиссуры.

Рецензия на спектакль «Старый дом». Дом вверх дном

В основе постановки одноименная пьеса Алексея Казанцева. Действие происходит в середине 1960-х годов. Главные герои – выпускники школы и соседи по коммуналке Олег и Саша. Олег собирается поступать на физфак и играет в шахматы, Саша бредит театральным. Он из интеллигентной семьи с матерью-наседкой, но это не мешает его отцу ходить налево. Она из семьи рабочих, где мать – забитая женщина, страдающая от издевательств мужа-алкоголика. У Олега и Саши любовь, которую родители не одобряют. Для них классовая ненависть важнее счастья детей. Подростки встречаются на чердаке дома и строят планы на будущее. Их выслеживает сосед Рязаев – ярый блюститель нравственности и мерзкий тип. Усилиями взрослых возлюбленные расстаются, но судьба распорядится так, что они встречаются снова через 12 лет. Он – известный шахматист, она – заслуженная артистка. Он – не женат, она – в третий раз замужем. Теперь им ничто не мешает быть вместе, но нужно ли им теперь это?..

Рецензия на спектакль «Старый дом». Дом вверх дном

Декорация спектакля вытянута во всю ширину сцены. Перед зрителем множество дверей коммунальной квартиры и груда вещей из советского быта. Двери хлопают, жильцы хлопочут, жизнь каждого на виду. Атмосфера коммуналки в действительности передана очень точно. Настроения 1960-х добавляет песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик», проходящая лейтмотивом через весь спектакль. Другие известные мелодии созвучны не только эпохе, но и происходящей на сцене драме. Коллектив музыкантов и отряд дворников (они же бабушки у подъезда) бодро маршируют, когда необходимо сделать смысловую паузу. Действие развивается параллельно в нескольких местах.

Заметное место в спектакле отведено героине Елены Яковлевой – образованной и одинокой соседке Юлии Михайловне. К ней похаживает отец Олега (Андрей Заводюк), а потом и сам Олег заявляется с признаниями в любви. Волна беспочвенных обвинений и пошлых соседских тирад изгоняет ее из старого дома. Юлия Михайловна выходит замуж, но любит отца Олега. Герои Яковлевой и Заводюка такие же несчастные как взрослые Олег и Саша. В финале спектакля они равноправны главным героям. У них много боли и недосказанности. Их объяснения звучат вместе с объяснениями молодых людей как ностальгия о том, чего уже не вернешь.

Рецензия на спектакль «Старый дом». Дом вверх дном

Елена Шанина играет мать Олега – недалекую, но обаятельную и убежденную в своей правоте женщину. Родители Саши в исполнении Дмитрия Костяева и Анны Гуляренко — самые жесткие персонажи. Он — вызывающий отвращение дебошир и пьяница в начале и беспомощный от болезни в конце. Она – дрожащая от страха перед мужем, но возродившаяся и ожесточившаяся затем. Чего только стоят брошенные ей фразы «Подох бы скорее», «Я только сейчас жить начала».

Двум актерам режиссер Владимир Панков поручил роль разоблачителя Рязаева – молодого играет Антон Пахомов, постарше – Михаил Янушкевич. Он отвратителен в любом возрасте. Его подслушивания и подсматривания сродни клоунаде. А столкновения Рязаева с соседом-лектором Игорем Сергеевичем (Пётр Маркин) вызывают смех. Они внешне выглядят как Слон и Моська, а их диалоги отражают мораль басни Крылова.


Ближе к финалу говорят, что старый дом скоро снесут. Он не подлежит ремонту, как и жизни его жильцов. Судьбы разрушены, счастье превратилось в пепелище, но на вопрос «Почему?» ответ найти сложно. Просто у героев так сложилась их бездольная и загнанная жизнь, почти без просветов. Спектакль растрогал до слез. Рассказанная история сломанных человеческих судеб понятна каждому. Аплодисменты стоящего зала несколько минут – лучшее доказательство успеха постановки. 

Режиссер: Владимир Панков

Художник-постановщик: Максим Обрезков

Музыкальный руководитель: Сергей Родюков

Художник по свету: Николай Сурков

В ролях: Елена Яковлева, Елена Шанина, Михаил Янушкевич, Анна Гуляренко, Андрей Заводюк, Павел Акимкин, Анастасия Сычева, Петр Маркин, Юрий Оборотов, Антон Пахомов, Татьяна Збруева, Светлана Кочеткова, Ксения Макарова, Любовь Томилова, Дмитрий Костяев, Фаина Колоскова, Никита Жеребцов, Ульяна Федоринина, Василий Сунцов, Яна Чекина, Алексей Гусаров, Сергей Лебедев, Виктор Маминов, Сергей Родюков, Григорий Спиридонов

Место: Центр драматургии и режиссуры, сцена на Соколе

Продолжительность: 3 часа

Оцените статью
Добавить комментарий