Нина Николаевна Садур – российский драматург, прозаик и сценарист. Родилась в Новосибирске в 1950 году в семье профессионального поэта и учительницы русского языка и литературы. В 1983 году Нина окончила Литературный институт им. А. М. Горького, где занималась в семинаре В. Розова и И. Вишневской и была любимой ученицей Розова. В начале своей творческой карьеры, когда ее пьесы уже вызывали интерес, Нине Садур, чтобы заработать на жизнь, пришлось устроиться в один из столичных театров мыть полы.
Произведения Нины Садур своеобразны и парадоксальны, возможно поэтому за границей творчество Садур ценят и публикуют гораздо чаще, чем в России. Ее книги публикуются в Финляндии, Швеции, Англии, Германии, Словакии, даже в Японии. Сама Садур говорит, что в России у нее отношения с издательствами не складываются, потому что большинство из них «предпочитает литературу для водопроводчиков». Жанр своих произведений драматург определяет как «русскую народную галлюцинацию», где граница между реальным и потусторонним всегда размыта.
В центре сюжета пьесы «Замерзли» (которая лежит в основе спектакля – прим.ред) – история двух девушек Нади и Лейлы, работающих уборщицами в театре. Мать Нади не обращает на дочь никакого внимания, развлекаясь с молодыми любовниками. Лейла – беженка из Дагестана, спасающаяся от жестокого отца. Из-за его многочисленных побоев Лейла потеряла слух и стала калекой. В пространстве опустевшего фойе компанию им составляют лишь глухонемой дядя Лева, живущий в подвалах театра да охранник. Ночью в театре происходят странные вещи: движутся предметы, звучат таинственные голоса, появляется тень загадочного призрака.
В крошечном пространстве вахтанговской студии режиссер Гульназ Балпеисова создала многогранную историю выживания человека в современном обществе. Все беды наших дней сконцентрированы в четырех персонажах спектакля.
Надя (Екатерина Жаркова) – истеричное, озлобленное существо, отчаянно жаждущее и не получающее любви собственной матери (Ольга Тумайкина), чей образ – всего лишь отстраненное лицо на экране, символ холодности и безразличия. Свою трагедию и злость Надя выплескивает в мир, как ведро с грязной водой за порог театра. Она не выказывает ни малейших признаков милосердия или сострадания или хотя бы понимания ни к беженке Лейле (Ирина Смирнова), ни к блаженному глухонемому Дяде Леве (Денис Бондаренко). Сосредоточенность на своих бедах, нежелание видеть дальше себя и высокомерное презрение к окружающим составляет всю ее жизнь. Она уверена, что нынешнее ее положение – досадная ошибка, как говорил Остап Бендер «даже не эпизод, так…случайность». Вот Лейле и остальным там самое место, но не ей. «Я заработаю на сапоги и сбегу отсюда!» – повторяет она, как заклинание. С удивлением Надя узнает, что Лейла закончила университет, она умный и образованный человек. И у нее тоже есть мечты.
Размахивая тряпками и таская тяжелые ведра с водой девушки успевают ссориться и мириться, флиртовать с охранником (Сергей Батаев), видеть призраков, вспоминать театральные легенды, петь песни Земфиры и Цоя и танцевать. И говорить о глобальных проблемах : о любви и ненависти, о терпимости, о милосердии, о вере.
Но главная идея спектакля, на мой взгляд, во фразе «Все будет». Недаром Гульназ Балпеисова назвала свой спектакль именно так. Не желая принимать свое сегодняшнее существование, Лейла говорит : «Вот мы помыкаемся немного, по молодости, а потом все уляжется. Все будет». Это наша общая беда, слепая вера в то, что все будет, нужно только терпеть и ждать. К чему нас в итоге приведет отрицание настоящего и нелепые розовые мечты о счастье, которое придет само по себе, без наших усилий? Все будет? Вы уверенны?
Режиссер-постановщик: Гульназ Балпеисова
Художник-постановщик: Александра Карпейкина
Художник по свету: Михаил Баранников
Создание видеоконтента: Вахтанг Хубутия, Иван Крючков, Динара Сисембаева, Ольга Тумайкина
Звукорежиссер: Вадим Магаляс
Техническое обеспечение: Дмитрий Лазарев
Помощник режиссера: Ася Князева, Рогнеда Смирнова
В ролях:
Екатерина Жаркова, Ирина Смирнова, Денис Бондаренко, Сергей Батаев