Премьерой спектакля «Зобеида» по пьесе итальянского писателя и драматурга Карло Гоцци Российский академический молодежный театр (РАМТ) открыл новую площадку – «Театральный двор». Идея сделать сцену во внутреннем дворике театра принадлежит режиссеру Олегу Долину. Прибавьте к этой идее лето и комедию дель арте, и вы окажетесь в каком-нибудь небольшом городке Италии XVIII века, на крошечной площади с наклонной дощатой сценой-помостом и бродячей труппой комедиантов. Городок живет своей жизнью: хлопают двери, открываются окна, по улице проезжают повозки, где-то слышаться голоса. Наступает вечер, небо над вашей головой меняет цвет, маленький оркестр настраивает инструменты, загораются свечи-фонарики – и начинается сказка.
Жила-была прекрасная принцесса Зобеида (Полина Виторган/Анастасия Волынская) и вышла она замуж за не менее прекрасного царя Синадаба (Михаил Шкловский). Живет с ним в любви и согласии вот уже тридцать девять дней. Но вдруг эту идиллию нарушает старый жрец Абдалак (Сергей Печенкин), он рассказывает Зобеиде, что ее любимый муж на самом деле страшный колдун, женится на красавицах, живет с ними сорок дней в счастливом браке, а потом они ему надоедают и он превращает своих жен в коров. Та же участь ждет и Зобеиду, если она не послушает старого Абдалака.
По правилам комедии дель арте все актеры, кроме первых актера, актрисы или влюбленных, предстают перед зрителем в масках. Здесь без маски только Зобеида и, условно, остальные актеры, ведь они исполняют по несколько ролей и меняют костюмы прямо на глазах зрителей. Уморительно-смешной первый министр Тарталья в великолепном исполнении Александра Девятьярова превращается в серьезного, и даже трагического царя Бедера, идущего войной на Синадаба. А Виктория Тиханская исполняет и вовсе три, и совершенно разные, роли!
Этот процесс переодевания, некая «изнанка» спектакля – непривычное, но очень интересное и захватывающее зрелище, возможность увидеть то, что обычно скрыто. И не только технические моменты, но и эмоции самих актеров, следящих за происходящим на сцене, параллельно меняя облачение. Вот Князь Масуд (Николай Угрюмов) только что махал мечом на сцене, а сейчас он уже управляет шумо-звуковой машиной, которая, кстати, заслуживает отдельного упоминания.
Невероятная конструкция, собранная, кажется, из всего на свете, как магнитом притягивала взгляд и периодически отвлекала меня от действия. Мечта любого ребенка любого возраста – огромное количество разных штук, которые звенят, гремят, скрипят, и которые нужно бить, крутить и дергать. Невозможно оторваться.
Такой же интерес вызывают костюмы и маски, хочется изучить их досконально (художник по костюмам Евгения Панфилова). В этом спектакле буквально все хочется потрогать и разглядеть, только успевай крутить головой. А когда в темных окнах второго этажа появляются актеры со свечами в руках – это так красиво, что возвращать голову в исходное положение приходится только усилием воли.
Здесь нет четвертой стены, актеры на расстоянии вытянутой руки и обращаются непосредственно к зрителям. Возникает некое смешение энергетических потоков, какая-то легчайшая непосредственность общения и «соучастия». И веселья, конечно, это же комедия, несмотря на то что несчастная Зобеида хоть и спаслась, но осталась без любви. В поэтическом тексте XVIII века то и дело мелькают по-хорошему «дурацкие» анекдоты и шутки с отсылками к нашим российским реалиям. Актеры мастерски обыгрывают любую непредвиденную ситуацию, будь то звук мотоцикла с Большой Дмитровки, пара упавших капель дождя или непослушные застежки костюма. Не снижая темпа с начала и до конца спектакля, они играют с явным удовольствием и азартом. Это настроение мгновенно передается залу и не отпускает даже после окончания действия.
«Зобеида» – несомненно одно из ярчайших и необычных событий завершающегося театрального сезона. И как здорово, что он завершается на такой мажорной ноте. Этот спектакль обязательно нужно увидеть! Будем надеятся на благосклонность сентябрьской погоды и новую встречу в «Театральном дворе».
Режиссер Олег Долин
Художник Сергей Якунин
Художник по костюмам Евгения Панфилова
Художник по свету Нарек Туманян
В ролях:
Полина Виторган, Анастасия Волынская, Александр Девятьяров, Виктория Тиханская, Александра Аронс, Николай Угрюмов, Михаил Шкловский, Сергей Печенкин, Александр Пахомов
Шумо-звуковая машина, ударные, колесная лира
Угрюмов Николай, Шкловский Михаил
Губная гармоника, алюминий
Аронс Александра, Волынская Анастасия
Звуки ада
Угрюмов Николай, Шкловский Михаил
В спектакле звучит музыка Жан-Батиста Люлли, Клаудио Монтеверди, Габриэля Форэ, Иоганна Себастьяна Баха.