О современной музыке узнать не поздно никогда, и новый проект театра «Практика» тому подтверждение. В Москве можно услышать актуальную музыку, написанную нашими современниками, но нужно приложить усилия, чтобы в ней ориентироваться. Она очень разнообразна и представлена на самых разных площадках.
Академическая современная музыка – это ежегодный фестиваль «Другое пространство» и возможность услышать самые значительные произведения современников с большим оркестром. Последние годы постоянно действуют несколько абонементов в камерном зале московской филармонии, проходят концерты известных коллективов, исполняющих современную музыку – МАСМ и ГАММ и других исполнителей на разных площадках.
Много современной музыки в театре – композиторы пишут для театральных постановок (например, С. Невский для спектаклей «Дыхание» и «Утопия» в театре Наций, «Человек-подушка» в МХТ им Чехова). Композиторы пишут оперы и театры их ставят, самые масштабные проекты – «Гвидон» А. Маноцкова в ШДИ, его же «Чаадский» в Геликон-опере (обе постановки номинанты Золотой маски), нашумевшая «Проза» Вл. Раннева в Электротеатре (лауреат «Золотой маски» этого года).
Помимо разовых постановок, многие театры ведут постоянную работу с кураторами-композиторами. Самый яркий пример – Электротеатр (куратор композитор Дм. Курляндский) и их многочисленные работы. На театральных платформах также создаются интереснейшие творческие коллективы –прекрасный хор ШДИ (рук. С. Анистратова), вокальный ансамбль N’Caged Электротеатра (рук. А. Зверева) и это далеко не все.
Отдельно надо упомянуть самые разные лаборатории и экспериментальные проекты с участием театров и современных композиторов (например, КоOPERAция театра Станиславского).
«Практика», похоже, пошла в этом же направлении. Автором идеи открыть музыкальное направление выступил Юрий Квятковский, а руководителями стали композитор Алексей Сюмак и певица и дирижёр Ольга Власова. Набран ансамбль из молодых музыкантов и вот, появилась первая программа. Составлена она так, чтобы не испугать неискушенного слушателя и дать возможность составить представление о том, что же такое современная музыка (спойлер –практически всё).
В фойе пришедшие бродят среди аудиоскульптур С. Филатова – это всякие дивные объекты, издающие звуки разной природы. Эти самые звуки, шарканье ног, шелест программок, отзвуки разговоров образуют звуковой ландшафт, на который предлагается обратить внимание (правильно: это тоже музыка).
Потом зрители разделяются на две группы – кто-то отправляется в синий зал, кто-то в красный. Любой (при желании) послушает обе программы, но кажется, что впечатление во многом может зависеть от того, в какой зал попадешь сначала. Программы различаются и по стилю, и по способу воздействия на зрителя.
Синий зал:
Здесь в основу происходящего во многом легла концепция музыки Джона Кейджа – нужно слушать звуки окружающей среды, самим создавать эту самую среду и наслаждаться. Зрителей ждала некоторая «игра», правила которой они с радостью приняли и поплыли по течению музыки Кейджа, создавая её самостоятельно под чутким руководством перформеров. Вот ты уже не зритель, а инструмент, напевающий мелодию или шелестящий бумагой. Некоторые радостно превратились в детей – пускали самолётики, свистели, шуршали и вообще всячески развлекались. Музыка ли это? Конечно. Музыка, которая вокруг нас, но которую мы в обычной жизни, конечно, не заметим.
После этого актива концерт повернулся в сторону более классического состояния – на сцене профессионально развлекаются исполнители, а зрители успокаиваются и наблюдают со стороны. Прозвучал цикл перформативных зарисовок Жоржа Апергиса для кларнета, голоса и ударных.
Далее происходит крутой поворот – и зрители с перформерами переносятся к музыке американского минимализма (который, как известно, максимально выразительный при минимальном количестве средств) Стива Райха. Здесь снова начинается интерактив – и все дружно начинают отбивать заданные ритмы.
Программа в малом зале довольно настойчиво говорит, что «о современной музыке узнать точно не поздно», как бы успокаивая и подбадривая зрителей «интерактивной» программой. Для начала погружения в мир актуальной музыки – хороший вариант. Недовольных в зале точно не было 🙂
Красный зал:
Здесь музыкально-театральная программа более разнообразно приоткрывает завесу тайны современной музыки. Начинается всё с произведения «Caravan» Михаэля Байля. Нет музыкальных инструментов, но есть музыканты, которые очень четко двигаются, садятся, ходят, что-то изображают – и всё это складывается в музыку на видеоэкранах. Есть в этом некая метафора неразрывной связи музыки и театра.
После этого все зрители оказались на «Похоронах анархиста Сегантини» композитора Франческо Филидеи – на сцене длинный стол, за ним – исполнители, а перед ними…ноты. И эти музыканты дышат, стучат, шепчут – и складывается всё это в очень четкую, стройную и пугающую музыку, от которой не хочется отрывать ни уши, ни глаза.
Перед последним произведением Юрий Квятковский с неприкрытой радостью сказал: «Сейчас будет бомбёжка!». И оказался прав. На сцене появились музыканты с инструментами – 2 скрипки, 2 альта и виолончель. И перенесли всех на другую планету под названием «премьера «Scanners» Александра Шуберта». На этой планете происходило состязание музыки живой и механической, звуками природными и искусственными, светом – и тенью. Мощное, яркое и очень сценически эффектное исполнение.
О современной музыке (и о музыке вообще) узнать никогда не поздно ни для слушателей, ни для музыкантов. Театр «Практика» уверенно берет за руку своего зрителя и ведёт в этот мир. Мы с большим интересом ждём, что же будет дальше и желаем кураторам направления успехов на этом, скорее всего, нелёгком пути.